При сравнении дохристианского брачного обряда с христианским бросается в глаза много общих моментов — встреча жениха и невесты, дарение кольца, трехкратное хождение вокруг жениха, позже вокруг аналоя, покрытая голова у невесты, чаша, благословение брача-щихся.
Древнеславянскому христианскому брачному обряду предшествовало обручение при свидетелях, во время которого скреплялся брачный контракт. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, чаще всего золотое. Святой Климент Александрийский говорит: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Выражение «положить печать» означает, что в те времена кольцо или перстень, а точнее, вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служил одновременно и печатью данной семьи, которым скреплялись деловые бумаги.
На христианском Востоке уже в IV веке входят в употребление брачные венцы, возлагаемые на брачую-щихся. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. В древности новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой с молитвой священника слагали их. Вначале это были простые венки из миртовых или масличных листьев, которые до сих пор бытуют в обрядах греческой церкви. В России еще в древности они были заменены сначала деревянными, а затем — металлическими. Человек — венец природы, а потому венцы считались олицетворением царского достоинства, символом того, что владыка должен не только господствовать, но и охранять, защищать.
Современный православный христианский брак — одно из семи таинств Церкви, равный по своему значению крещению, причастию