Стихи на праздники  
  
Пользовательского поиска

На главную

Дни рождения

• По зодиаку
• Общее
• Родственникам
• Детям
• Женские
• Мужские
• По профессии

Юбилеи

• С датами
• Общее
• Без дат

Свадьбы

• Свадебный гороскоп
• Молодоженам
• Годовщины свадеб
• От родителей
• Клятвы

Календарные

• 1 сентября
• День Милиции
• По профессии
• Новый год
• День Святого Валентина
• 23 февраля
• 8 Марта

Школа и детский сад

• Годовщины
• Выпускной в школе
• Выпускной в детском саду

Песни, сценки

• С любовью
• Новогодние песни
• Сценки
• Поздравительные песни

Сказки

• Новогодние сказки

Реклама

• Рекламные стихи

Другое

• Прочее
• Новоселье
• С любовью

На злобу дня

• Приколы
• Вредные советы

Индивидуальные

• Личные поздравления

Заказать по данным

• День рождение
• Юбилей
• Свадьба
• Годовщина свадьбы

Заказать стихи по всем Вашим данным:


Заказать стихи по Вашим данным Вы можете, написав на контактный емайл kantukova@list.ru

Свадьба. Приготовление и проведение садьбы

СТАРИННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Не удивляйтесь необычному написанию знакомых слов. Мы постарались сохранить старинное написание и произношение в обряде, чтобы вы могли почувствовать время и ближе ощутить особое отношение наших предков к важному событию в жизни каждого человека.
Свадьбу можно разделить на следующие моменты:
1) сватосьво;
2) рукобитье;
3) договор;
4) байна;
5) девишник (прощание с красной красотой);
6) свадьба: а) утро свадьбы, б) парневик, в) приезд жениха, г) венчание, д) возвращение домой и обед;
7) княжой стол;
8) отводный стол.

Сватосьтво

Жениху предлагают, обыкновенно его родители, какую-нибудь девушку. Если от него получится согласие, то мать идет разузнавать без особых формальностей: разузнает, главным образом обращая внимание, чтобы «работать была лютая». После этого уже жених посылает сватов — обыкновенно крестную и дядю. Сваты идут пешком, одевшись по-праздничному—серые деревенские кафтаны, а за кушаком — новые «кожанки». Дойдя до деревни, где живет невеста, они обыкновенно посылают вперед мальчишку известить о приходе сватов. Родители невесты прибирают избу и дожидаются, а невеста уходит из избы. Помолившись богу и поклонившись хозяевам, сваха кладет кожанки к заслонке у печки. Если они будут держаться пальцами вверх, то «сватосьтво» будет удачное, а если кожанки упадут, то это указывает на неудачу.
Хозяйка спрашивает: «Далеко ли путь держите?» « — Да только до вас. Слышали, девица хорошая». Хозяева предлагают садиться. Поговорив, родители идут к невесте в другой дом и спрашивают ее согласия. Однако если она и не соглашается, отец заявляет, что спрашивать ее не будет. В случае удачного хода дела отец, воротившись в избу, зажигает свечку у божницы. Затем родители, если люди несостоятельные, просят для свадьбы «выводка». Сваты соглашаются и предлагают обыкновенно 1 0 руб. Родители указывают на необходимость купить покрывало и т.д. Срядившись во всем, сваты посылают за вином и закрепляют другую свечку. А потом еще третью — уже «от всех». Мать идет за невестой, которая приходит в толпе своих подруг и становится к печке так, чтобы сваты ее не видели. «Побогомолившись», сваты садятся за ужин (так как обыкновенно ходят вечером). Между прочим, дают бутылку вина девицам и невесте, которая, стоя у печки, кричит «спасибо». Сваты подзывают ее, однако не называя по имени, — «проздравить жениха и себя». Она подходит под покровом, кланяется и выпивает. После ужина невеста приносит сватам «дары». Свату косынку (то есть полотенце не больше аршина), а свахе домотканый пояс. (Дары запасают заранее. С 12 лет девица «ткет пояса и вышивает полотенцы становые, набирает в краснаф косынкам конци»). Дары подносит мать; сваты отдаривают деньгами (сват копеек 20, а сватья копеек 10). Начинается прощание. Родители невесты запрягают лошадь и подвязывают колокольчик. Если колокольца не подвяжут, то это означает неудачное сватовство. В то время как сваты садятся в сани, девицы, идя сзади, заметают веником их следы и кладут «веник с сорьем» к ним в сани — это должно означать, чтобы парни из той (жениховой) деревни увезли бы также замуж всех девиц, как сваты увозят веник. По приезде сватов домой все крестьяне бегут «глядеть дары». Старухи вытирают дарами лицо, «чтобы помолодить». Девицы «воздают похвалу жениху», т.е. ставят шест с красной тряпкой. Если сватовство неудачно, то девицы в насмешку кладут ночью жениху сухую березу или ель. «Тогды ему конфуз большой».
В доме же невесты, по уходе сватов, невеста начинает плакать. Ее уговаривают, а она причитает:

Бог судья, кормилец батюшко, —
Запросватал красну девушку.
Бог судья, родима матушка, —
Запоруцила красну девушку.
Молодым я молодешенька,
Зеленым я зеленешенька,
У меня, у красной девушки,
Не хватает ума-разума.
Ты подумай, родима матушка,
Уж я как буду в цюжих людях жить:
Я глупым совсем глупешенька,
Молодым я молодешенька.

БАЙНА

Накануне сварьбы, когда девицы, по обычаю, разбудили невесту, последняя начинает причитать:

Потрудитесь, мои подруженьки, —
Истопите парушу-байну,
Уж вы вымойте молодешеньку
Перед последним поры-времецька,
А пора-время коротаетсе,
И к одному деньку двигаетси.
Истопите, мои подруженьки.

Девки идут топить баню. При топке бани они гадают таким образом: выгребая каменья крюком и сажая их клещами в воду, они замечают: если первый камень в воде «гораздо заверещит, то, значит, жених сердитый, если же тихо зашипит, то он смирный». По второму камню судят о свекре и т. д.
Новой ложкой хлебают щелок — сладкий или нет. Если сладкий, то хорошо жить будут. По головешкам крюком не колотят, а не то сердитый муж будет, жену колотить будет.
Когда баня будет истоплена, девки идут к невесте с клещами, крюком, веником и т.п., становятся на мост (т.е. сени) и причитают:

Сами двери да откуталисе,
На пяту дверь становилисе,
До тово да прежди этово
Сами двери да откутались,
На пяту двери поставились.

Девки входят в избу. Батька и матка благословляют невесту иконой. Невеста во время благословения стоит под покрывалом на вывороченной кверху мехом шубе. Отец, брат и девки берут с собой пива, вина, пирогов и хворосты (специальное свадебное кушанье: круглое, тонкое и засушенное, из белой муки) и ведут невесту с плакушей в баню и поют песню: Раструбилась трубонька рано по заре, Расплакалась красна девушка по русой косе: — Скоро мою косыньку на две расплетут, Запутают мою косыньку вкруг головы, Жалко мене, девушке, русой косы, Станет мое серьце до гроба ныть, Будет мене девоцью волю отроду не забыть.

ДЕВИШНИК

Девишник происходит в избе у невесты. Вся изба уставлена столами, начиная от печки. На девишник приезжает вся невестина родня, которую специально ездили звать. От жениха приезжает особый его доверенный (обыкновенно брат), который привозит невесте подарки — гостинцы. Невеста за стол не садится, а стоит около него без покрывала, но в красоте. Пиво наливает родственник невесты, который подкликает всех по очереди, начиная с жениховой родни.

Подкличка к стакану:

Желанной батюшко,
Выпей рюмку зелена вина,
Ретиву серьцю здоровьице,
Буй ну голову весельице.

Всякий выпивающий кладет деньги или платки и пояса. После обеда все благодарят, а невеста особо «спасибо говорит батьку».

Тебе спасибо, кормилець батюшко,
Угостил да всех моиф гостей
И улестил моиф подруженек
И всю родню мою сердецьную,
Дорогиф моиф суседушек.

Подружки садятся за стол и начинают петь ей песни.

УТРО СВАДЬБЫ

На другое утро девки по обыкновению будят невесту:

Ты вставай, сестрица милая,
Поднялося красно солнышко...

Невеста встает и идет к матушке.

ПРИЕЗД ЖЕНИХА К НЕВЕСТЕ

При въезде свадебного поезда во дворе невесты девицы поют:

У наших-то у ворот широких,
Стояло тут озеро глубоко,
Глубоко и широко.
На этом-то на озере камешек,
На этом-то на камешке калина ростет,
На этой-то на калине малина ростет,
На этой-то на малине соловей сидит.
Наехал тут Иванушко с поездом,
Наехал тут Петровиць с боярами,
Ударял по соловью плетоцькой:
Не сиди, соловьюшко, поляти,
Застань-ко Машеньку в высоком терему.
Чтобы она не спала и не дремала,
Шила бы шириноцьку золотом,
Дарила бы Иванушка с поездом,
Дарила бы Петровиця с боярами.

В это время из артели (компании, толпы) выбегает девица и, набрав из ковшика в рот воды, спрыскивает на лошадь, причем если лошадь «охмылится», то, по примете, жених сердитый.
Все сваребьяне останавливаются на подворье невесты в другой избе. Дружка, взяв чашку пива, и поддружье, взяв блюдо пирогов, идут в другую избу к невесте и угощают ее, приглашая невесту в гости. Невеста не идет к ним, а вместо нее идет подружка ее, одетая в невестино платье и покрытая ее покрывалом, взяв с собой плакушу. Подойдя к дверям подворья, нарочно причитает:

Сами двери отворялисе,
На пяту дверь становилисе.

Дружка отворяет дверь. Она же продолжает причитать:

Благослови, да боже господи,
Подойти да молодешеньке
Ко столу, да ко дубовому.
И все люди незнакомые,
Незнакомые — заезжие.
Вы куды, да добры молодци,
Вы куды, да пробираетесь,
Вы зачем сюды приехали?
Погляжу я, молодешенька.
Как наехало да злыф, чужиф людей,
У меня, у красной девушки,
У меня батюшко жалостливый,
Он откажет вам, добрым молодцам.

Сваребьяне прерывают ее, угощают и натыкивают в пирог денег.
Если ей покажется, что положено, мало, то она опять причитает:

У мово кормильця батюшка
Все злато-серебро,
А у вас, добрыф молодцев,
И меди нету.
Поезжайте-ка, добры молодци,
Ко Макарию на жолты пески.
Тамо девушки дешевые,
По три девушки на денежку.

Сваребьяне тогда вынимают из пирога медную монету и заменяют ее серебряной.
Затем подложная невеста поворачивается к порогу:

Я забытцева родилася,
От порожка вороти лася.

Дружка снова пытается пройти в избу невесты. Но опять выходит та же переодетая невестой подружка ее. Эта история повторяется до трех раз.
Тогда уже жених со всеми сваребьянами идут к невесте. Подойдя к двери, дружка стучит в скобу. Отец невесты спрашивает:
— Што скоба дрожит? Дружка отвечает:
— Оттого скоба дрожит, Што дружка горазно кричит.
Отец и дружка ведут диалог:
— На чем стоишь?
— На чулкаф.
— А чулки на чем?
— На стелкаф.
— А стельки на чем?
— На подошвах.
— А подошвы на чем?
— На мосту.
— А мосты на чем?
— На переводах.
— А переводы на чем?
— На столбах.
— А столбы на чем?
— На земле.
— А земля на чем?
— На плите.
— А плита на чем?
— На воде.
— А вода на чем?
— На ките.
— А кит на чем?
— На божьем амине.
Отец говорит: «Аминь» —и отворяет двери. Все входят в избу. Коровайной кладет коровай на полавошник и ставит икону.

Жених со сваребьянами выкупают места, занятые девицами; при этом выкуп произойдет только тогда, когда сваребьяне (именно дружка) отгадают загадки.
При этом загадки загадывает особый загадчик, который сидит за столом с девицами, рядом с невестой. За каждую неотгаданную загадку платятся деньги.

Загадки бывают такие:

1 . Вы цьи же, добрые молодци, сюды заехали и как же вы к нам попали? У нашего батюшка была поставлена застава от земли до небеси. Ни конного, ни пешего, никогда не пропускала. А вы как попали?
Дружка отвечает:
У нашего князя молодого были взяты топоры, косари и пилы. Топором разрубили, косарям раскосоряли и пилам распилили. И вот проехали.

2. У нашего батюшка была поставлена коза на дороге с золотым рогам, она никого не пропускала, всехбудала. Как же вы могли проехать?
Дружка (если догадливый) кладет деньги, так как рога ведь золотые.

3. Наша княгиня молодая ввернулась щукою и ушла в море. Как бы ее достать?
Дружка:
У нашего князя молодого была бабушка и прабабушка. Оне токмо пряли, звонко ткали и невода вязали. И наш князь молодой ехал рыбу ловить и поймал энту щуку в невод. (Указывает на невесту )

4. Подайте монаха в белой рубахе. Дружка подает вина в бутылке.

5. Позвольте синего моря с белыми лебедями. Дружка подает пива и хворост.

6. Подайте мне красняе красного солнышка и светлого месяца, которое миляе отца-матери.
Дружка подает икону.

7. Подайте мне золотой костыль, чтобы нашей невесте, молодой княгыне, было на што уперетсы.
Тогда дружка выставляет жениха: «Вот костыль золотой».

8. И нашей княгыне молодой подайте сорок коней молодых, сорок корет золотых.
Дружка:
У нашем храме божьем есть сорок икон дорогиф и сорок риз золотых.

9. Подайте мне старого, горбатого, на рожу страшного, во хмелю дурного.
Дружка дает бутылку водки.

10. Давайте нашей княгыне, состройте цетырефу-гольную горницу с серебряной крышой.
Дружка подает рубль бумажкой и кладет на блюдо, а наверх кладет серебряную монету.

11. Подай нашей княгыне молодой покрывало, чтобы было в цем ехать.
Жених вынимает из пазухи плат и накрывает невесту.
Если таким образом все загадки будут отгаданы, загадчик с девками выходит из-за стола и уступает место жениху с сваребьянами. Невеста же остается сидеть. С ней рядом садится жених.
Девицы запевают песни:
Уж как тибе, Марьюшко, не тошно,
Уж как тибе, Михайловна, не грустно
— Своя-то ли родня прочь отстала,
Цюжая-то родня да круг обсела,
Дружка с подружкой, цюжая сваха.
Как спели эту песню, дружка идет угощать всех, не исключая и женщин, табаком, приговаривая:

Понюхайте табацьку носового
Да поминайте дедушка лесового,
Трех Матрен да Луку с Петром,
Исидора, Макара, потом бабушку и Захара.

Затем подкликает батюшку:

Желанный батюшка,
Стань на лыжи,
Подвинься поближи!
Наш князь молодой
Просит костыль золотой,
Штобы было на цево ему уперетси.
Ишшо наш князь молодой
Просит синево моря с белым лебедям —
Наш князь молодой
Просит у княгыни молодой руку.

Как посадят всех, усадят за посад, тогда дружка потчует своим пивом тестя. Это выпьют, а потом тесть угощает и подают пищу. Как третью «пишшу» подадут, тогда дружка кричит:

Давайте перемену,
А нет, так сам перееду.
Што есть в пеци,
Все на стол меци.
Нет в пеци,
Так в клеть скаци.

Дружка опять кричит: «Давайте бумагу нам, которая не писана и не читана». Невестина матка подходит, на блюдо накладено —кому косынка, кому платок. Сначала подходит к «жаниху», и«жаних» берет «дарину», косынку эту, и целует ее. И так всех сваребьянов подарит и поцелует. Потом дружка закричит: «Ну-ко, свашенька, -велицяй хлеб-соль». Она подходит и кляняется: «Больше потцивать нечем». Все встают на ноги, кланяются и благодарят: «Благодарим сватьшинька, за хлеб, за соль». «Жаних», тысяцкой и поезжане встают. «Жаних» берет за руку невесту, а потом «тысяцкой» жениха, потом выходят из-за стола.
Тогда к невесте подходит ее отец, берет ее руку в свою полу и говорит:
«Вот тебе отдаю свою дочь, и пусть она слушается тебя, как меня, а ты ее держи честно и благородно и много не взыскивай. Ну, Христос с вами, детушки».
Жених держит руку невесты и наступает на ее ногу в знак покорности. Бывают случаи, что властный жених давит ногу до крови.
Начинается благословение. На полу расстилают шубу кверху мехом. Когда отец начинает благословлять, в это время в избе стреляют три раза в потолок (чтобы предохранить от порчи и запугать нечистых).
После благословения, выходя из избы, невеста причитает:

Прощайте, сусиди, сусидушки,
И все сусидни малы детушки!
И прощай, пецька матушка
И все пецюроцьки, жаратнецьки.

При выходе из избы невеста обязательно дотрагивается рукой до печки, причем существует примета, если печка теплая, то свекровь будет добрая.
Жених сажает невесту в сани, а сам садится в другие. На дугах подвязаны полотенца и колокольчики. Когда уже все усядутся, дружка обходит весь поезд с иконами, затем проходит вперед всего поезда и трижды «хлеснет в кресь», т.е. крестом по земле.
Поезд трогается, и в это время из-за лошадей по направлению пути стреляют из ружей. Выехав в поле, дружка возвращается обратно, а весь поезд остается его дожидаться. В избе дружка выпивает пива и затем снова опережает поезд, который тотчас же трогается дальше. Проехав свое поле, невеста разрывает платок, которым утирала слезы в знак того, чтобы больше не плакать, и говорит: «Оставайся горе за чистым полем белым камешком». Доехав таким образом до кильи (церковной сторожки), посылают за священником и относят ему подарки.

ПРИЕЗД ДОМОЙ И КОНЕЦ ЭТОГО ДНЯ

С венчания все едут в дом жениха. Когда поезд въезжает во двор, девицы поют «Соколы»:

Уж вы соколы, соколы, Вы далеко ли летали?
— С моря на море летали.
— Вы цяво же там видели?
— Уж мы видели, видели Серу утицу на заводе,
Красную девушку в высоком терему.

Жених и молодка входят в избу: там их встречает свекровь «с хлеба караваем и с шерсти кужель», а девицы обсыпают молодых житом. Молодые садятся за стол, а девицы снова запевают им песни:
Не алая лентоцька к стенке льнет, Иванушко Марьюшку к серьцю жмет:
— Скажикося, Машенька, кто мил во дому?
— Мил мне милешенек батюшко во дому. Это-то, Машенька, не правда твоя, Это-то, Михайловна, не истинная. Скажикося, Машенька, кто мил во дому?
— Мила мне милешенька матушка во дому.
— Это-то, Машенька, не правда твоя,
— Это-то, Машенька, не истинная. Не алая лентоцька к стенке льнет, Иванушко Марьюшку к серьцю жмет. Скажикося, Машенька, кто мил во дому?
— Мил мне милешенек Иванушко в дому. Это-то, Машенька, правда твоя,
Это-то, Машенька, истинная.


Нам сказали, что Иванушко спесив,
Нам сказали, что Васильевиць горлив,
Он спесив, горлив, немилостив.
Соезжал он со широкого двора,
Заезжал он к тестю во двор,
Загулял-то он во тешшын во терем,
К свет он Марьюшке за занавес,
К доць Михайловне за бранцятой.
Он садился с ней боцек о боцек,
Уж ен брал ее за правую руку,
Прижимал да руцьку ко серьцу, ен у ей белые пальци,
Выломал да все злаценные кольци.
Свет тут Марьюшка росплакалась,
Доць Михайловна розгневалась.
Уж как роскажу батюшку,
Доложу родимой матушке.
Она брала да трое золоты клюци,
Отпирала окованы сундуки,
Вынимала тонко синее сукно.
Она кроила Иванушку кафтан,
Она кроила да примеривала,
Кроюци да приговаривала,
Штобы был кафтан не долог сел,
В живой кафтан обхватистой,
Во подоле-то рострубистой,
Штобы льзя да на доброво коня систь,
Ко злату да виныдю ехати.

Молодка угощает всех и сама раздает всем «по ку-соцьку пирогу».
Следующим блюдом служит каша, которую она также сама раздает. Гости кричат за столом: «каша несоленая» и т.д., заставляя молодых целоваться.
После стола молодых ведут «на поклеть», молодка «разболокает» мужа. Муж садится на постель и заставляет молодку разувать себя. Дав разуть левую ногу, правую задерживает до тех пор, пока жена не поцелует его. Из правого сапога выпадают деньги, за которые жена благодарит мужа. Последний ложится на постель, а жена просит его пустить ее на постель, на что и получает согласие:
«Постель моя, а воля твоя». Их закрывают одеялом, а дружка их «погонялкой хвощет» и спрашивает по очереди жениха и молодку: «С кем спишь?» — Получив ответ, он и все гости уходят.

КНЯЖОЙ СТОЛ

На другое утро устраивают так называемый «княжой стол». Здесь молодка дарит всю свою новую родню. Во время стола молодых опять заставляют целоваться различными намеками, например: «Осина без вершины» (молодка целует мужа в лоб), «Таракан в лаптях», «Муха в шубе» или «горько» и т.п. По окончании стола молодка зовет женихову родню к себе в гости на «отводины», причем кланяется свекру и свекрови в ноги.

отводный стол

Отводный стол бывает в тот же вечер в доме невесты. Угощение самое хорошее — «разливанное море пива и вина». Молодые со всеми приехавшими гостями остаются здесь ночевать.
На другое утро собирают все приданое, в число которого входят: кровать, серп, грабли, кросна, прялицы, трепала и др.
По своем обратном приезде молодка топит «княжую байну», в которую она зовет всех родных, кланяясь им в ноги.
Над ней в этот день посмеиваются, особенно, когда она идет из бани, говоря, например: «Ну, топерь над тобой три года оттопок будет смеяться». Она должна сохранять самообладание и молча пройти мимо смеющихся. На этом свадебные торжества заканчиваются.

Не ходите, девки, замуж,
Не хвалите бабью жись;
Худой муж навяжецца,
Долог век покажецца!
Не ходите, девки, замуж,
Как моя головушка.
Лучше деверя четыре,
Чем одна золовушка.
Не ходите, девки, замуж,
Тамо худо привыкать.
С половицы на другую
Не дают переступать.

Коль скоро упомянули о традиционных родовых связях крестьянской семьи, то, наверное, нелишне вспомнить подробнее о том, «кто кому будет».

Деверь — брат мужа.
Свекровь — мать мужа.
Шурин — брат жены.
Свекор — отец мужа.
Золовка — сестра мужа.
Тесть — отец жены.
Свояченица — сестра жены.
Теща — мать жены.
Свояк — муж свояченицы.
Зять — муж дочери, муж сестры
Сноха — жена сына.

Следовательно, родители жены мужу (зятю) — тесть, теща. Брат жены мужу ее (своему зятю) — шурин, а сестра жены — свояченица.
Племянница — дочь брата, сестры.
Племянник — сын брата, сестры.
Двоюродный брат или кузен — сын дяди или тети.
Двоюродная сестра или кузина—дочь дяди или тети ..

Заказать стихи на:
День рождение
Юбилей
Свадьбу
Годовщину свадьбы
Корпоративный праздник
Учителю
Объяснение в любви
Другой праздник

Благодарности и отзывы

Читать благодарности

Это интересно...
Свадьба. Приготовление и проведение садьбы
Праздничный стол
Тесты
Любви все возрасты покорны
Реклама
Наши партнеры
Новости сайта

• Стоимость оды увеличилась до 600 рублей.
• Кто пишет стихи на заказ и чьи стихи на сайте
• Стоимость оды увеличилась с 300 до 400 рублей
• Сеть сайтов на различные праздники

Архив новостей >>


Воспользуйтесь удобным фильтром. Сделайте выбор из любого выпадающего списка или сочетания списков.


Вид торжества: 
Характеристика торжества: 
Кому: 

Или введите слово для поиска: 
 Copyright © 2005, Designed and programmed by Элла Кант